Немного из истории гагаузского фольклора



Музыка — универсальный язык человечества.

Г. У. Лонгфелло

Сегодня, мы хотим ознакомить вас с изданиями посвященные гагаузскому фольклору которые были подарены библиотеке.

В 1989 г. в серии «Из коллекции фольклориста» был издан сборник гагаузских народных песен (с нотами и пластинкой), подготовленный мной совместно с музыковедом-фольклористом М. Б. Чернышевой (Покровская, Чернышева, 1989).

Сами гагаузы различают только два вида народных песен: türkü (длинные песни) и maani – лирические четверостишия. Maani (или maanelär) представляют собой особый песенный жанр, существующий под разными названиями у всех тюрко-язычных народов 2.

Песни-türkü, исходя из моего исследования, относятся к различным жанрам. Жанр народной песни определяется на основе изучения ее поэтики (системы художественных средств в ее связи с содержанием песни) и бытового применения (учитывается, в каких случаях и как исполняется та или иная песня) (Пропп, 1976, 38).

Среди песен-türkü мной выделены следующие жанры:
1. Обрядовые песни, являющиеся, как известно, одним из самых древних фольклорных жанров. Обрядовые песни подразделяются на две группы:
1) календарно-обрядовые (связанные с народными земледельческими праздниками);
2) семейно-обрядовые (свадебные и похоронные).

Календарно-обрядовых песен у гагаузов очень мало. В. А. Мошков впервые записал так называемую «лазарскую» песню вместе с соответствующим обрядом. В день святого Лазаря (в субботу перед вербным воскресеньем) группа девочек 7-8 лет ходила из дома в дом с песней, в которой выражалось пожелание хозяевам большого урожая и изобилия. Хозяева давали девочкам в награду обычно сырые яйца (как символ рождения новой жизни – цыпленка из яйца). Все другие календарно-обрядовые песни, по свидетельству В. А. Мошкова, исполнялись гагаузами только по-болгарски, причем, не зная болгарского языка, гагаузы сильно искажали тексты песен. К ним относятся рождественские колядки и «пипирýда». 

Значительное место в устном народно-поэтическом творчестве гагаузов занимают лирические песни на любовную тематику. В них воспевается красота девушки (например, «Менéвша»; «Хай, тепелäр, тепелäр» и др.), поется о страданиях влюбленных в разлуке («Шу баа чотуун алтында» или «Саша»), об измене жениха («Кыз топлармыш хербир чичектäн»), о верной любви («Варын да сÿлейин бубама»; «Тудорка баарыр малÿсуна») и др. (см.: Покровская, Чернышева, 1989, 51-53).

Среди народных исполнителей гагаузских песен середины XX в.: С. П. Лазарев, П. Д. Колса, Е. Н. Димова, М. М. Мечкарь. Первые образцы фольклора записал в начале XX в. А. Мошков. С начала 2000-х появились солирующие певцы Пётр Петкович, Людмила Тукан, Виталий Манжул и др.

Музыки вне национальности не существует, и в сущности, всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальная.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Google

Comentezi folosind contul tău Google. Dezautentificare /  Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare /  Schimbă )

Conectare la %s

Acest site folosește Akismet pentru a reduce spamul. Află cum sunt procesate datele comentariilor tale.